Размер шрифта: А А А
Цветовая схема:   А   А

Статьи / Музыкальное развитие

 

Первоначальное музыкальное развитие ребенка.

Дорогие мамы и папы! Давайте вместе поразмыслим о ценности музыки в воспитании ребенка. Как Вы думаете, когда нужно начинать петь ему песенки? Кто должен их петь? Может ли малыш услышать музыку, еще, будучи в мамином животике? Стоит ли уже на первом году жизни приучать ребенка к песенке медвежонка из мультфильма?

Покупая детское питание, Вы обязательно поинтересуетесь о его составе и производителе. Покупая детскую одежду, игрушки или мебель, Вы также будете следить за качеством приобретаемой продукции. Музыка, как и любой вид искусства, формирует представление ребенка об окружающем мире. Какие образцы музыки будет слышать Ваш малыш, какими образцами Вы будете его окружать, - таким и будет для него этот мир.

Если Ваш ребенок еще не появился на свет. Всем известно, что, когда мама или папа прикладывают к животу руку, малыш может толкнуть ножкой, ответить. Во время беременности малыш также может Вас услышать, внимая мелодии маминого голоса. Именно в это время, еще до рождения, нужно начинать разговаривать с ним, петь первые песенки на ночь. Колыбельные песни помогут Вам и Вашему малышу настроиться на доверительное общение друг с другом на пороге новой жизни – жизни ради будущего ребенка.

Колыбельная песня – это один из древнейших жанров фольклора. Назначение ее - размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. У всех народов мира колыбельная не требует каких-либо инструментов для ее исполнения, достаточно только голоса. Есть среди напевов колыбельных более распространенные, нейтральные, а есть и такие, которые обладают своей характерной, более очерченной интонацией. На любой из напевов можно распевать "километры" текста, пока малыш (или мама) не заснет. Сюжет колыбельной обычно складывается из нескольких свободно чередующихся тем. Начинайте петь с того, что Вам особенно близко, например, вот так:

Баю-баюшки-баю,
Живет барин на краю.
Он не беден, не богат -
У него много ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашку с маслицем едят,
Пирожочки с творожком,
Пышки с кислым молочком…

Преобладающие темы колыбельной - убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка. Среди героев колыбельных можно назвать Дрему, Котика, Зайку, Петю-Петушка, Волка. Колыбельные не являются, как некоторые думают, лишь некоей "музыкой для релаксации". Когда мы поем ребенку колыбельную, возникает глубочайшее чувство единения между мамой и малышом, проявляется их взаимная любовь.

Кроме колыбельных, в течение первого года жизни малыша очень важно разучить и употреблять в ежедневном общении игровые песенки, потешки, прибаутки, небылицы, ладушки, считалки, различные присловья. Детские песенки имеют в своей основе простейшие музыкальные формы, передававшиеся изустно десятками поколений наших предков. Не стоит пытаться использовать найденные Вами аудио или видеозаписи для самостоятельного прослушивания их ребенком без Вашего участия. Во-первых, все игровые песенки связаны с каким-либо действием и без него не достигают своей главной цели – общения ребенка и взрослого, их совместного творчества. Во-вторых, чужие голоса в аудиозаписи, мультфильмы, никогда не заменят ребенку неповторимой интонации живого голоса близкого ему человека.

Поэтому не стесняйтесь своего незнания, учите песни! Очень скоро Вы выучите то, что Вам необходимо, да еще и прибавите к Вашему запасу то, что вспомнят Ваши родные, тети и бабушки, а они обязательно вспомнят, нужно только хорошенько их расспросить. Мелодическое богатство этих песенок издревле передавалось из уст в уста, поэтому некоторые слова и интонации могут варьироваться, изменяться.

Скок-скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька,
Сама с вершок,
Голова с горшок.

Так, например, эту считалку, пела еще моя бабушка 1900 года рождения, и в ее тексте были две дополнительные строчки (Круглоличенька, Симпатичненька).

Пẻстушки – (от устаревшего слова "пẻстовать" – заботливо нянчить дитя) - напевные приговорки, которые нужны для усиления всевозможных упражнений. Этими упражнениями мы развиваем физические силы ребенка, а слово пробуждает душу, рождая в ней яркие образы. Вот, например, проснулся наш малыш, мы его поглаживаем, помогаем расправить затекшие ручки, ножки:

Потягушечки,
порастушечки,
вдоль да поперек
толстушечки.

Ручки – хватушечки,
ножки – ходушечки,
роток – говорок,
а в головку – разумок.

А ведь существуют еще и многие другие песенки – для массажика, кормления, купания! Все они - образцы неподдельного русского фольклора, записанные из уст наших остроумных бабушек и прабабушек. Не спешите доверять свое Сокровище часто сомнительной теле-няне, позвольте себе и ему в вашем ежедневном обиходе прикоснуться к ярким образцам богатейшего наследия высокой певческой культуры. Поверьте, в дальнейшем это принесет свои плоды, и, подрастая, Ваш малыш будет успешно развиваться, слушать, петь, и легче сможет воспринимать более сложные музыкальные формы.

 

Щепкина Надежда Александровна
Старший преподаватель музыкального факультета ПИРиЦИ

 

Родник - Детский медицинский центр, детская клиника, детский педиатр, ортопед, остеопат, логопед, невролог, гастроэнтеролог, ЛОР

Первоначальное музыкальное развитие ребенка. закрыть

Статьи / Музыкальное развитие

 

Первоначальное музыкальное развитие ребенка.

Дорогие мамы и папы! Давайте вместе поразмыслим о ценности музыки в воспитании ребенка. Как Вы думаете, когда нужно начинать петь ему песенки? Кто должен их петь? Может ли малыш услышать музыку, еще, будучи в мамином животике? Стоит ли уже на первом году жизни приучать ребенка к песенке медвежонка из мультфильма?

Покупая детское питание, Вы обязательно поинтересуетесь о его составе и производителе. Покупая детскую одежду, игрушки или мебель, Вы также будете следить за качеством приобретаемой продукции. Музыка, как и любой вид искусства, формирует представление ребенка об окружающем мире. Какие образцы музыки будет слышать Ваш малыш, какими образцами Вы будете его окружать, - таким и будет для него этот мир.

Если Ваш ребенок еще не появился на свет. Всем известно, что, когда мама или папа прикладывают к животу руку, малыш может толкнуть ножкой, ответить. Во время беременности малыш также может Вас услышать, внимая мелодии маминого голоса. Именно в это время, еще до рождения, нужно начинать разговаривать с ним, петь первые песенки на ночь. Колыбельные песни помогут Вам и Вашему малышу настроиться на доверительное общение друг с другом на пороге новой жизни – жизни ради будущего ребенка.

Колыбельная песня – это один из древнейших жанров фольклора. Назначение ее - размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. У всех народов мира колыбельная не требует каких-либо инструментов для ее исполнения, достаточно только голоса. Есть среди напевов колыбельных более распространенные, нейтральные, а есть и такие, которые обладают своей характерной, более очерченной интонацией. На любой из напевов можно распевать "километры" текста, пока малыш (или мама) не заснет. Сюжет колыбельной обычно складывается из нескольких свободно чередующихся тем. Начинайте петь с того, что Вам особенно близко, например, вот так:

Баю-баюшки-баю,
Живет барин на краю.
Он не беден, не богат -
У него много ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашку с маслицем едят,
Пирожочки с творожком,
Пышки с кислым молочком…

Преобладающие темы колыбельной - убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка. Среди героев колыбельных можно назвать Дрему, Котика, Зайку, Петю-Петушка, Волка. Колыбельные не являются, как некоторые думают, лишь некоей "музыкой для релаксации". Когда мы поем ребенку колыбельную, возникает глубочайшее чувство единения между мамой и малышом, проявляется их взаимная любовь.

Кроме колыбельных, в течение первого года жизни малыша очень важно разучить и употреблять в ежедневном общении игровые песенки, потешки, прибаутки, небылицы, ладушки, считалки, различные присловья. Детские песенки имеют в своей основе простейшие музыкальные формы, передававшиеся изустно десятками поколений наших предков. Не стоит пытаться использовать найденные Вами аудио или видеозаписи для самостоятельного прослушивания их ребенком без Вашего участия. Во-первых, все игровые песенки связаны с каким-либо действием и без него не достигают своей главной цели – общения ребенка и взрослого, их совместного творчества. Во-вторых, чужие голоса в аудиозаписи, мультфильмы, никогда не заменят ребенку неповторимой интонации живого голоса близкого ему человека.

Поэтому не стесняйтесь своего незнания, учите песни! Очень скоро Вы выучите то, что Вам необходимо, да еще и прибавите к Вашему запасу то, что вспомнят Ваши родные, тети и бабушки, а они обязательно вспомнят, нужно только хорошенько их расспросить. Мелодическое богатство этих песенок издревле передавалось из уст в уста, поэтому некоторые слова и интонации могут варьироваться, изменяться.

Скок-скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька,
Сама с вершок,
Голова с горшок.

Так, например, эту считалку, пела еще моя бабушка 1900 года рождения, и в ее тексте были две дополнительные строчки (Круглоличенька, Симпатичненька).

Пẻстушки – (от устаревшего слова "пẻстовать" – заботливо нянчить дитя) - напевные приговорки, которые нужны для усиления всевозможных упражнений. Этими упражнениями мы развиваем физические силы ребенка, а слово пробуждает душу, рождая в ней яркие образы. Вот, например, проснулся наш малыш, мы его поглаживаем, помогаем расправить затекшие ручки, ножки:

Потягушечки,
порастушечки,
вдоль да поперек
толстушечки.

Ручки – хватушечки,
ножки – ходушечки,
роток – говорок,
а в головку – разумок.

А ведь существуют еще и многие другие песенки – для массажика, кормления, купания! Все они - образцы неподдельного русского фольклора, записанные из уст наших остроумных бабушек и прабабушек. Не спешите доверять свое Сокровище часто сомнительной теле-няне, позвольте себе и ему в вашем ежедневном обиходе прикоснуться к ярким образцам богатейшего наследия высокой певческой культуры. Поверьте, в дальнейшем это принесет свои плоды, и, подрастая, Ваш малыш будет успешно развиваться, слушать, петь, и легче сможет воспринимать более сложные музыкальные формы.

 

Щепкина Надежда Александровна
Старший преподаватель музыкального факультета ПИРиЦИ