Статьи / Логопедия
Мы настолько привыкаем к постоянному речевому общению, что почти перестаём его замечать и понимать его настоящую цену.
Одной из самых распространенных причин нарушения произношения звуков является недостаточная сформированность движений произносительных органов,- прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются недостаточно четко, объем их ограничен, из-за чего искажается и произносимый звук. Классический пример таких нарушений — картавость, — когда ребенок произносит звук [р] не при помощи кончика языка, а вибрацией части мягкого нёба — языка. В таких случаях вместо нужного звука произносится звук, который в фонетической системе родного языка отсутствует.
Правда, иногда приходится слышать высказывания, что «от дефектов речи ведь не умирают», а значит и с ними можно «спокойно прожить». Но так ли это на самом деле? Приведём в качестве иллюстрации хотя бы несколько примеров…
Рассказ одной мамы: «Обращаюсь к Вам с большой материнской просьбой. Помогите, пожалуйста, поставить на ноги нашего сына Геннадия. С 8 лет он поступил в общеобразовательную школу, в 1 класс, где просидел два года из-за большого дефекта в разговорной речи. По советам врачей, областная медико-педагогическая комиссия направила его в 1 класс вспомогательной школы-интерната, где он окончил 1 класс, а в настоящее время учится во 2 классе, но ему вновь грозит опасность остаться на второй год. Учителя и медработники этой школы говорят, что его умственное развитие тормозит только речь. Он не может высказать то, о чём думает. Речь его слоговая. Дайте консультацию-совет, что нам делать с сыном».
А вот выдержка из письма молодой девушки: «Зовут меня Люба. Мне 18 лет. В прошлом году я кончила 10 классов, но пока не работаю и не учусь. Знаю, что это плохо, но не знаю, что делать. Очень хочется учиться, но стесняюсь своей речи. Я сильно заикаюсь... И разъясните, пожалуйста, могу ли я поступить учиться в мед. институт с заиканием? Я давно мечтаю стать врачом...»
Ещё пример, девушка, имеющая сравнительно небольшой дефект речи — неправильное произношение только одного звука. Однако вот как это преломляется в её собственном сознании: «Мне 21 год. Дело в том, что я не совсем выговариваю букву Р, меня очень тревожит и угнетает этот дефект речи. Вы не представляете, как это страшно, иногда нужно выступать на собраниях, семинарах, в такие минуты очень хочется умереть. В разговоре стараюсь всегда избежать этой злосчастной буквы, постоянно чувствуя невысказанность мысли... В детстве дразнили ребята, но может оттого, что меньше понимала, легче переносила насмешки... Я даже со своими родителями не могу поделиться так, как с Вами, потому что на них у меня тоже обида: у детей, я знаю, легко можно исправить речь. Вы же работаете над проблемами искоренения дефектов, неужели мне нельзя как-то помочь?»
На последнюю часть этого письма хочется обратить особое внимание родителей. Постарайтесь сделать так, чтобы Ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на Вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте всё от Вас зависящее, чтобы своевременно привести речь ребёнка к норме — пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.
….Мы настолько привыкаем к постоянному речевому общению, что почти перестаём его замечать и понимать его настоящую цену...
А если у ребёнка полностью отсутствует речь или имеется лишь жалкое её подобие? О чём он сможет в этом случае узнать? Главным образом лишь о том, что непосредственно сам видит и в состоянии так или иначе осмыслить. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае безусловно замедлится, что неизбежно скажется на всем процессе его школьного обучения. Наличие тяжёлых речевых расстройств и тем более полное отсутствие речи оказывают отрицательное влияние на формирование характера ребёнка, приводят к отклонениям в его поведении. Это объясняется тем, что ребёнок в подобных условиях часто не может удовлетворить даже самые насущные свои потребности. Например, он может хотеть есть, пить, испытывать желание куда-то пойти или чем-то заняться, окружающие же далеко не всегда могут догадаться об этом, на что ребёнок нередко реагирует слезами или даже истерикой…
Знайте также и не забывайте о том, что речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция (положение органов речи), и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.
Какие же конкретно нарушения речи поможет исправить логопед в нашем центре?
В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно-рефлекторным, гуморальным и механическим воздействием.
Сущность нервно-рефлекторного механизма заключается в том, что при массаже воздействию подвергаются в первую очередь многочисленные и разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, связках, мышцах, сосудах и т.д. Поток импульсов, возникающий при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.
Гуморальный фактор связан с влиянием массажа на активизацию высокоактивных веществ (гистамин, ацетилхолин и др.), а также с образованием веществ, оказывающих раздражающее действие на нервную систему, что может давать начало новым рефлексам.
Механическое воздействие при массаже оказывает влияние на передвижение всех жидких сред организма (крови, лимфы, и т. д.). Механический фактор способствует усилению обменных процессов, устранению застойных явлений.
Противопоказания к назначению массажа
Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.
Общие рекомендации к проведению массажа
В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 минут, а конечная – 20-25 минут. Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны взрослого.
Как отмечает наш логопед, в практической работе бывают случаи, когда ребенку диагноз «Дизартрия» или даже «Стертая дизартрия» не ставится, однако при работе можно наблюдать недостаточные темп, точность, объем движений языка. В некоторых случаях может наблюдаться изменение цвета языка, например посинение (недостаточный отток крови), или побеление (недостаточный приток крови). В этих случаях можно рекомендовать упрощенный массаж языка.
При преодолении артикуляционных нарушений логопедический массаж может проводится вместе с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой. Для формирования речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж используeтся в комплексе с традиционными логопедическими упражнениями
Постановка звуков у детей — сложный и длительный процесс, требующий внимания и терпения. В трудных случаях нарушения речи у дошкольников родители не могут заменить специалистов, так как нарушения речи нередко являются следствием расстройств, связанных с поражением центральной нервной системы, лечение которых требует комплексного воздействия и помощи ряда специалистов.
Наш центр и наши специалисты готовы предложить Вам свою комплексную помощь в решении вышеперечисленных проблем !
Статьи / Логопедия
Мы настолько привыкаем к постоянному речевому общению, что почти перестаём его замечать и понимать его настоящую цену.
Одной из самых распространенных причин нарушения произношения звуков является недостаточная сформированность движений произносительных органов,- прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются недостаточно четко, объем их ограничен, из-за чего искажается и произносимый звук. Классический пример таких нарушений — картавость, — когда ребенок произносит звук [р] не при помощи кончика языка, а вибрацией части мягкого нёба — языка. В таких случаях вместо нужного звука произносится звук, который в фонетической системе родного языка отсутствует.
Правда, иногда приходится слышать высказывания, что «от дефектов речи ведь не умирают», а значит и с ними можно «спокойно прожить». Но так ли это на самом деле? Приведём в качестве иллюстрации хотя бы несколько примеров…
Рассказ одной мамы: «Обращаюсь к Вам с большой материнской просьбой. Помогите, пожалуйста, поставить на ноги нашего сына Геннадия. С 8 лет он поступил в общеобразовательную школу, в 1 класс, где просидел два года из-за большого дефекта в разговорной речи. По советам врачей, областная медико-педагогическая комиссия направила его в 1 класс вспомогательной школы-интерната, где он окончил 1 класс, а в настоящее время учится во 2 классе, но ему вновь грозит опасность остаться на второй год. Учителя и медработники этой школы говорят, что его умственное развитие тормозит только речь. Он не может высказать то, о чём думает. Речь его слоговая. Дайте консультацию-совет, что нам делать с сыном».
А вот выдержка из письма молодой девушки: «Зовут меня Люба. Мне 18 лет. В прошлом году я кончила 10 классов, но пока не работаю и не учусь. Знаю, что это плохо, но не знаю, что делать. Очень хочется учиться, но стесняюсь своей речи. Я сильно заикаюсь... И разъясните, пожалуйста, могу ли я поступить учиться в мед. институт с заиканием? Я давно мечтаю стать врачом...»
Ещё пример, девушка, имеющая сравнительно небольшой дефект речи — неправильное произношение только одного звука. Однако вот как это преломляется в её собственном сознании: «Мне 21 год. Дело в том, что я не совсем выговариваю букву Р, меня очень тревожит и угнетает этот дефект речи. Вы не представляете, как это страшно, иногда нужно выступать на собраниях, семинарах, в такие минуты очень хочется умереть. В разговоре стараюсь всегда избежать этой злосчастной буквы, постоянно чувствуя невысказанность мысли... В детстве дразнили ребята, но может оттого, что меньше понимала, легче переносила насмешки... Я даже со своими родителями не могу поделиться так, как с Вами, потому что на них у меня тоже обида: у детей, я знаю, легко можно исправить речь. Вы же работаете над проблемами искоренения дефектов, неужели мне нельзя как-то помочь?»
На последнюю часть этого письма хочется обратить особое внимание родителей. Постарайтесь сделать так, чтобы Ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на Вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте всё от Вас зависящее, чтобы своевременно привести речь ребёнка к норме — пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.
….Мы настолько привыкаем к постоянному речевому общению, что почти перестаём его замечать и понимать его настоящую цену...
А если у ребёнка полностью отсутствует речь или имеется лишь жалкое её подобие? О чём он сможет в этом случае узнать? Главным образом лишь о том, что непосредственно сам видит и в состоянии так или иначе осмыслить. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае безусловно замедлится, что неизбежно скажется на всем процессе его школьного обучения. Наличие тяжёлых речевых расстройств и тем более полное отсутствие речи оказывают отрицательное влияние на формирование характера ребёнка, приводят к отклонениям в его поведении. Это объясняется тем, что ребёнок в подобных условиях часто не может удовлетворить даже самые насущные свои потребности. Например, он может хотеть есть, пить, испытывать желание куда-то пойти или чем-то заняться, окружающие же далеко не всегда могут догадаться об этом, на что ребёнок нередко реагирует слезами или даже истерикой…
Знайте также и не забывайте о том, что речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция (положение органов речи), и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.
Какие же конкретно нарушения речи поможет исправить логопед в нашем центре?
В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно-рефлекторным, гуморальным и механическим воздействием.
Сущность нервно-рефлекторного механизма заключается в том, что при массаже воздействию подвергаются в первую очередь многочисленные и разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, связках, мышцах, сосудах и т.д. Поток импульсов, возникающий при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.
Гуморальный фактор связан с влиянием массажа на активизацию высокоактивных веществ (гистамин, ацетилхолин и др.), а также с образованием веществ, оказывающих раздражающее действие на нервную систему, что может давать начало новым рефлексам.
Механическое воздействие при массаже оказывает влияние на передвижение всех жидких сред организма (крови, лимфы, и т. д.). Механический фактор способствует усилению обменных процессов, устранению застойных явлений.
Противопоказания к назначению массажа
Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.
Общие рекомендации к проведению массажа
В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 минут, а конечная – 20-25 минут. Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны взрослого.
Как отмечает наш логопед, в практической работе бывают случаи, когда ребенку диагноз «Дизартрия» или даже «Стертая дизартрия» не ставится, однако при работе можно наблюдать недостаточные темп, точность, объем движений языка. В некоторых случаях может наблюдаться изменение цвета языка, например посинение (недостаточный отток крови), или побеление (недостаточный приток крови). В этих случаях можно рекомендовать упрощенный массаж языка.
При преодолении артикуляционных нарушений логопедический массаж может проводится вместе с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой. Для формирования речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж используeтся в комплексе с традиционными логопедическими упражнениями
Постановка звуков у детей — сложный и длительный процесс, требующий внимания и терпения. В трудных случаях нарушения речи у дошкольников родители не могут заменить специалистов, так как нарушения речи нередко являются следствием расстройств, связанных с поражением центральной нервной системы, лечение которых требует комплексного воздействия и помощи ряда специалистов.
Наш центр и наши специалисты готовы предложить Вам свою комплексную помощь в решении вышеперечисленных проблем !